Гидравлическая система шлакозолоудаления в качестве транспортирующего агента использует воду. Транспорт шлака и золы в помещении котлов производится в каналах без давления, и системы различаются способом внешнего транспорта смеси воды, шлака и золы (гидромассы) на золоотвал. Применяют преимущественно следующие системы внешнего транспорта гидромассы: совместный транспорт гидромассы шлака и золы по общим трубопроводам на золоотвал, раздельный транспорт гидромассы шлака и гидромассы золы по индивидуальным трубопроводам. При совместном транспорте для перекачки гидромассы применяют эжектирующие гидроаппараты или багерные насосы, а иногда гидропневматические эрлифт-насосы. При раздельном транспорте для перекачки гидромассы шлака применяют гидроаппараты или багерные насосы, а гидромассы золы - шламовые насосы.
На рис. 28.3 гидравлическая система шлакозолоудаления с багерными насосами. Из топки шлак выпадает в шлакосмывную шахту, где производится непрерывное охлаждение его водой. Накапливающийся в шахте шлак периодически смывается водой, подаваемой под давлением через сопло; смесь шлака и воды через решетку поступает в каналы гидрошлакозолоудаления. Зола из бункеров под газоходами котла и золоуловителя через золосмывные или золоспускные устройства также направляется в каналы гидрошлакоудаления.
В каналы подается дополнительно вода под давлением через побудительные сопла. Гидромасса самотеком поступает из каналов в приемные бункера багерной насосной. В верхней части бункеров установлены решетки, через которые проходят зола и мелкий шлак; крупные же куски шлака размером более 60 мм задерживаются на решетке и направляются в валковые дробилки, а после дробления вместе с остальной гидромассой поступают через металлоуловитель в багерные насосы. Багерными насосами гидромасса по трубопроводам подается на золоотвал.
На рис. 28.4 показана раздельная гидравлическая система шлакозолоудаления с багерными и шламовыми насосами. Такие системы отличаются применением индивидуальных каналов, насосов и трубопроводов для раздельного транспорта шлака и золы. Для транспорта золы от золовых бункеров до самотечных каналов системы, находящихся в помещении котлов, применяют пневматический транспорт. СовместнГидравлическая система шлакозолоудаленияв ключает в себя удельный расход электроэнергии, который составляет 30-60 кВт-ч/т, расход воды - 15- 20 т/т, при раздельной системе - соответственно 20- 30 кВт-ч/т и 12-20т/т.