Пневматическая система шлакозолоудаления основана на способности потока газов при достаточной скорости перемещать сыпучие материалы. Пневматическая система шлакозолоудаления может быть осуществлена по нагнетательной и всасывающей схемам. В первом случае система находится под давлением, во втором - под разрежением. Применяют обычно системы, осуществляемые по всасывающей схеме, при которых в качестве транспортирующего агента используется воздух и вся система находится под разрежением, создаваемым паровыми эжекторами или вакуум-насосами.
На рис. 28.2 показана пневматическая система шлакозолоудаления, работающая под разрежением, создаваемым паровыми эжекторами. Шлак после измельчения до размеров меньше 35 мм в валковых дробилках, установленных под каждым шлаковым бункером, и зола из золовых бункеров поступают во всасывающие насадки, подхватываются воздухом, поступающим через насадки в систему, и транспортируются по трубопроводам в циклон, где происходит отделение золы и шлака от воздуха. Из циклона зола и шлак поступают в сборный бункер и далее в железнодорожные вагоны или автомашины, которыми вывозятся на золоотвал или для переработки. Воздух из циклона отсасывается через пылеуловитель паровыми эжекторами и вместе с паром сбрасывается в дымовую трубу, t
Концентрация золы и шлака, взвешенных в воздухе, не должна превышать 4-7 кг/кг. Диаметр золопроводов обычно выбирают 90-120 мм, Скорость потока при транспорте шлакозоловой смеси должна быть более 25 м/с. При транспорте одной золы скорость принимают не менее 12 м/с. При этом разрежение, создаваемое эжекторами или вакуум-насосами, должно быть 30-40кПа. Расход пара эжекторами составляет 0,8-1 кг/кг транспортируемой массы шлака и золы. Расход энергии на дробление шлака 0,8 кВт-ч/т.
Транспорт шлака и золы может производиться на расстояние до 200 м при подъеме их до 30 м. Пневматическая система шлакозолоудаления являются простота устройства и обслуживания, возможность непосредственного использования получаемых в сухом виде шлака и золы для различных целей, а также отсутствие загрязненных сточных вод. Недостатками системы являются быстрый износ шлакозолопроводов, а также ограниченный радиус действия, что определяет необходимость дополнительного применения внешнего колесного транспорта.
Пневмошлакозолоудаление применяют для котельных установок малой производительности при нецелесообразности устройства гидрозолоудаления, а также в случае необходимости получения сухого шлака и золы по условиям их дальнейшего использования. В котельных установках большой производительности пневматический транспорт золы применяют в сочетании с гидрозолоудалением.