В небольших по мощности котельных удаление шлака котла производится вручную и с помощью рельсовых или безрельсовых вагонеток. Если котельная располагает золовым подвалом, зола и шлак высыпаются в вагонетку под действием силы тяжести. Наличие золового подвала позволяет отделить коридор с вагонеткой от основного помещения, что улучшает условия работы персонала. При отсутствии золового этажа золу и шлак выгребают через специальную золовую дверцу.
В крупных котельных, оснащенных полумеханическими и механическими топками, удаление шлака котла механизируется. Оно может быть периодическим и непрерывным.
Для непрерывного транспортирования шлака используются канатно-дисковые, ленточные и скребковые конвейеры. Для системы периодического шлакоудаления применяют скиповые подъемники и скреперные установки.
Скреперные установки используются как в системах сухого, так и мокрого золошлакоудаления. Скреперная установка состоит из двухбарабанной лебедки, приводного силового агрегата, скреперного ковша-лопаты объемом до 1,5 куб. м.
Шлак и зола из бункеров котлов опускаются через затворы в специальный канал, проходящий под бункерами. Канал изготовлен из железобетона и покрыт металлическими листами. Мокрое удаление шлака котла предполагает заполнение канала водой. По каналу перемещается ковш скрепера взад и вперед.
Шлак и зола транспортируются ковшом в горизонтальном и наклонном направлении, благодаря тому, что ковш свободно поворачивается вокруг оси, подсоединенной к тяговой раме. Когда ковш движется горизонтально, при захватывании шлака задний конец ковша поднимается вверх, а во время движения по наклонной плоскости (вверх) упорная рама ковша упирается в направляющие и приводит ковш в положение, не дающее шлаку и золе высыпаться.
Для перемещения ковша используются стальные канаты и лебедки с реверсивным ходом. Груженый ковш движется по эстакаде под углом около 30° к установленному вне котельной бункеру и разгружается при опрокидывании. Ход каната направляется роликами, а натяжение осуществляется натяжным устройством. Скорость скрепера составляет 0,5 м/сек.
Удаление шлака котла непрерывным способом производится конвейерами. Для этого широко применяются скребковые транспортеры, поскольку шлак представляет собой кусковые, зернистые и пылевидные фракции.
Принцип работы скребковых транспортеров состоит в том, что золошлаковые материалы перемещаются по неподвижному желобу при помощи скребков, соединенных цепью. Желоб изготавливается из металла и должен иметь такой же контур сечения, как и конфигурация скребков. Это может быть полукруглый, прямоугольный или трапецевидный контур. Скребки производят штамповкой или литьем из жаропрочной стали толщиной 3-8 мм. Вся конструкция заключается в короб.
Скребковые конвейеры делятся на конвейеры с высокими скребками и конвейеры с погружными скребками. Конвейеры с высокими скребками имеют скорость от 0,5 до 1 м/сек. Они способны осуществлять удаление шлака котла на расстояние до 100 метров. Конвейеры с погружными скребками работают по принципу сплошного перемещения. Они удобны для транспортировки пылевидных, порошкообразных, мелкокусковых грузов. Эти конвейеры могут перемещать груз по горизонтали и вертикали на расстояние до 100 метров и, высоту до 20 метров.
Удаление шлака котла завершается его подачей транспортерами и скреперными установками в специальный бункер, расположенный за пределами котельной. Он включает в себя собственно бункер объемом от 1 до 7 куб. м, питательный механизм, затвор и площадки для обслуживания. Оттуда шлак ссыпается в автомобили и увозится на шлакоотвалы или потребителю.