Во время работы котельной установки на твердом топливе шлак и зола должны непрерывно или периодически удаляться в бункер шлака, а оттуда вывозиться в шлакоотвалы.
Транспортер шлака предназначен для перемещения шлака и золы от золошлаковых сборников к специальным шлаковым бункерам.
Шлаковый бункер рассчитывается с учетом производительности котлов и в соответствии со схемой котельной. Объем шлаковых бункеров может быть от 1 до 7 куб. м. Бункеры изготавливаются из стали высокого качества с защитными покрытиями от химически активных веществ шлака и золы. Они могут быть как с каркасно-опорной конструкцией, так и без нее.
Транспортироваться шлак от котла может непрерывно или периодически. Для этого применяют различные транспортеры шлака: ленточные, шнековые, скребковые, а также скиповые и скреперные установки.
Ленточный конвейер представляет собой непрерывно движущуюся резиновую ленту, имеющую желобчатую или ровную поверхность. Температура шлака не должна превышать 80 °С во избежание повреждения резинового покрытия транспортера.
Для непрерывного шлакоудаления широко применяют скребковый транспортер шлака. Это устройство, в котором шлак перемещается, в отличие от ленточного транспортера шлака, по неподвижному желобу при помощи скребков. Комбинация двух типов секций - прямых и поворотных - позволяет изменять направление перемещения по вертикали и по горизонтали. Скребки закреплены на тяговых цепях и погружены в перемещаемый материал.
Скребковый транспортер шлака включает в себя став, тяговый орган, приводную станцию и концевую головку. Став представляет собой несколько штампованных или сварных желобов, состоящих из двух боковин и днища, называемых рештаками. Рештаки имеют длину 1,5-2 метра, крепятся друг к другу с помощью легко разбираемых стержней, позволяющих рештакам изгибаться относительно друг друга. Тяговым органом служат 1-2 круглозвенные цепи или одна штампованная разборная цепь. Скребки могут быть штампованными или кованными и крепиться двумя способами: на цепях, перемещающихся в пазах, или на сдвоенных вынесенных из пазов цепях.
Скребковый транспортер шлака имеет следующие достоинства: прочность, небольшая высота став, возможность удлинения и укорачивания став, работа на искривленной поверхности как по горизонтали, так и по вертикали.
Другим устройством, широко применяемым для транспортировки шлака на значительные расстояния, является скреперная установка.
Скреперная установка размещается в золошлаковом канале под золовыми бункерами. Ковш скреперной установки захватывает шлак и при помощи тягового троса транспортирует его по горизонтали и верх к шлаковому бункеру, где и разгружается с помощью переворота. Ковш состоит из короба и рамы, задняя стенка выполнена на шарнирах и откидывается внутрь. На днище короба установлены специальные зубья для рыхления шлакозольных остатков на дне канала. Для работы в системах мокрого золоудаления на стенках ковша выполняется перфорация для облегчения стока вода.
Ковш перемещается по специальному железобетонному каналу, покрытому стальными листами. Канал может быть сухим (сухое скреперное золошлакоудаление) и заполненным водой (мокрое золошлакоудаление). Канал выполняется шириной 1,25 м с различной глубиной.
В канале предусматриваются приямки или параллельный ему коридор. Скорость продвижения скрепера составляет 0,5 м/сек.
Скреперные установки отличаются простотой, эффективностью и полной механизацией транспортировки шлака от котла в бункеры.